Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет вопросы паспортизации отходов I - IV классов опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов
Паспорт отходов I - IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи
Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 813 «Об утверждении требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи» регламентирует производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования и сельскохозяйственных машин, столкновения с автомобильными и иными транспортными средствами, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации, технологических процессов животноводства и растениеводства.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет вопросы паспортизации отходов I - IV классов опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов
Паспорт отходов I - IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство об ответственном обращении с животными
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.12.2018 № 498- ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животные должны быть защищены от жестокого обращения.
Не допускается:
- проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
- натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
- отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
- торговля животными в местах, специально не отведенных для этого; - организация и проведение боев животных;
- организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
- кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных
Требованиями к использованию животных в культурно зрелищных целях и их содержанию, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937.
Согласно п. 47 Требований указанные выше исключения касаются хищных плотоядных животных, которые по своим видовым особенностям питаются живым кормом (паукообразные, амфибии, змеи, строго насекомоядные ящерицы, млекопитающие и птицы).
Такие животные обеспечиваются живыми кормовыми объектами необходимой массы, размера и видовой принадлежности.
Содержание животных, питающихся живым кормом, при отсутствии в рационе живого корма не допускается.
Все процедуры кормления таких животных проводятся исключительно обученными сотрудниками зоопарка (зоосада).
За нарушение вышеперечисленных запретов частью 2 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за жестокое обращение с животными.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Также статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
За совершение указанного преступления максимальное наказание предусмотрено в виде штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в законодательство об охоте
С 1 сентября 2025 года вводится обновленный Порядок отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 03.04.2025 № 172.
Также с 01 сентября 2025 года утрачивает силу действовавший ранее приказ Минприроды России от 09.01.2014 № 1 «Об утверждении Порядка отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля».
Согласно новому порядку, отстранение инспекторов осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на основании решения, в которое вносятся основания отстранения.
Инспектор отстраняется от осуществления контроля на срок 1 год с момента вынесения решения при выявлении уполномоченным органом факта нарушения инспектором порядка осуществления производственного охотничьего контроля.
Уполномоченный орган также обязан вести журнал учета отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного контроля.
Новые правила направлены на повышение прозрачности и эффективности контроля в сфере охотничьего хозяйства.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство об ответственном обращении с животными
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.12.2018 № 498- ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животные должны быть защищены от жестокого обращения.
Не допускается:
- проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
- натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
- отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
- торговля животными в местах, специально не отведенных для этого; - организация и проведение боев животных;
- организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
- кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных
Требованиями к использованию животных в культурнозрелищных целях и их содержанию, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937.
Согласно п. 47 Требований указанные выше исключения касаются хищных плотоядных животных, которые по своим видовым особенностям питаются живым кормом (паукообразные, амфибии, змеи, строго насекомоядные ящерицы, млекопитающие и птицы).
Такие животные обеспечиваются живыми кормовыми объектами необходимой массы, размера и видовой принадлежности.
Содержание животных, питающихся живым кормом, при отсутствии в рационе живого корма не допускается.
Все процедуры кормления таких животных проводятся исключительно обученными сотрудниками зоопарка (зоосада).
За нарушение вышеперечисленных запретов частью 2 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за жестокое обращение с животными.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Также статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
За совершение указанного преступления максимальное наказание предусмотрено в виде штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Верховный суд Российской Федерации подсказал, как считать срок исковой давности по делу о консервации объекта недропользования (Определение ВС РФ от 20.09.2024 № 308-ЭС24-3980).
Министерство природных ресурсов Краснодарского края просило суд обязать юридическое лицо законсервировать (ликвидировать) горную выработку через 11 лет после того, как та прекратила пользоваться недрами. Три инстанции применили общий срок исковой давности и отказали.
Верховный суд Российской Федерации поддержал Министерство природных ресурсов Краснодарского края, указав, что гражданское законодательство не регулирует имущественные отношения в сфере недропользования, поэтому применять его нормы по общему правилу в данном случае нельзя.
Консервация необходима для предотвращения вреда окружающей среде, частью которой являются, в том числе недра. Следовательно, подача подобных исков возможна в течение 20 лет - по аналогии с положениями законодательства об охране окружающей среды.
Дело направили на новое рассмотрение.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2024 № 599 «Об утверждении состава и формы представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах» утверждены новые состав и формы представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
Отмеченным приказом предусмотрено, что ежедневные данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемые специализированными диспетчерскими службами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в области лесных отношений: сведения о пожарной опасности в лесах, сведения о лесных пожарах, показатели работы воздушных судов, наличие сил и средств тушения лесных пожаров.
Ежемесячные данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемые специализированными диспетчерскими службами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в области лесных отношений: сводная информация о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, создание и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, меры противопожарного обустройства лесов, противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
Ежегодные данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемые специализированными диспетчерскими службами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в области лесных отношений: работа в пожароопасном сезоне учреждений по авиационной охране лесов от пожаров, работа наземных лесопожарных формирований, финансовые затраты.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2024 №1439 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2023г. № 2323» (далее – Постановление), внесены уточнения в порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Постановлением установлено, что организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями.

Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
О предотвращении преступлений, связанных с нарушением прав граждан и юридических лиц в сфере информации и социальной инженерии.
Защита информации, персональных данных граждан и юридических лиц, а также сведений, составляющих государственную или иную тайну, регулируется приведенными ниже нормативно – правовыми актами.
Конституция Российской Федерации устанавливает: каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ устанавливает основные права и обязанности, которые непосредственно касаются информации и ее защиты.
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ затрагивает персональные данные и основы работы с ними. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 01.04.2020 № 98-ФЗ определяет то, что может быть отнесено к коммерческой тайне компаний.
Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 № 187-ФЗ содержит в себе правила защиты IT-инфраструктуры на предприятиях, работающих в сферах, критически важных для государства. К таким сферам относится здравоохранение, наука, оборона, связь, транспорт, энергетика, банки и некоторая промышленность.
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ создаёт правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Вышеперечисленные федеральные нормативные акты так или иначе затрагивают запрет на пользование и распоряжение персональными данными, информацией, составляющей тайну. Субъектом информации может являться как физические и юридические лица, так и РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Они же могут оказываться и потерпевшими от нарушения их права на конфиденциальность персональных данных в сфере информации и социальной инженерии.
Социальная инженерия представляет собой методы, использующие психологические хитрости и манипуляции с целью убедить жертву раскрыть личные сведения или выполнить действия, которые позволят преступнику получить доступ к ее ресурсам. Социальная инженерия и мошенничество – актуальные проблемы в современном обществе, но отличаются лишь тем, что для мошенничества характерно хищение денежных средств или имущества, а социальная инженерия направлена на несанкционированный доступ к информационным данным человека.
Социальная инженерия имеет в своем проявлении несколько форм:
- фишинг: разработка веб-сайтов, которые манипулятивно заставляют пользователей делиться своими личными данными, такими как пароли, номера телефонов и номера социального страхования.
- фарминг: процесс тайного перенаправления жертвы на фальшивый IP-адрес. Мошенник устанавливает на устройствах пользователей вредоносные программы, которые, после их активации, изменяют адреса запросов к определённым web-сайтам, перенаправляя их на поддельные ресурсы.
- вишинг: мошенническая схему, осуществляемая через телефонные звонки, где злоумышленники вводят жертву в заблуждение, выдавая себя за работников банка, покупателей или других лиц. Целью таких действий является получение конфиденциальной информации от владельца платёжной карты под различными предлогами или побуждение его к совершению действий, связанных с его банковским счётом или платёжной картой.
- скам: в процессе него преступник склоняет жертву к переводу средств мошенникам или осуществлению платежа в их интересах.
- шантаж: злоумышленник может получить доступ к аккаунтам в социальных сетях и найти компрометирующие переписку, фото, видео или другие ценные данные. Тогда он предлагает жертве выкупить эти данные под угрозой рассылки друзьям, родственникам или кому-то ещё. угрожает сделать компрометирующие материалы общедоступными, если его требования не будут выполнены.
Как же проявляет себя социальная инженерия в повседневной жизни?
Важно вовремя замечать, что преступник желает завладеть Вашими данными, воспользоваться паролями или кодами, завладеть доступом к денежным средствам или конфиденциальной информации.
Чаще всего это фишинговые письма, звонки от мошенников, поддельные веб – сайты, могут также использоваться и социальные сети либо мессенджеры, незаконное завладение вышеупомянутыми реквизитами банковской карты, включая PIN-код, код безопасности (CVC), паролем для «мобильного банка. Также это включает в себя побуждение потерпевшего установить на своем устройстве программы для удаленного доступа, принуждение жертвы к совершению других действий в интересах злоумышленника, который представляется по телефону сотрудником правоохранительных органов и так далее.
Преступник может использовать психологические методы, вливаясь в Ваше доверие («Здравствуйте, Вас беспокоит работник банка…»), пытаясь вызвать чувство страха («Ваш аккаунт заблокирован. Для его разблокировки сообщите следующие данные…»), используя приемы манипуляций («Вы выиграли приз, для его получения отправьте следующие данные…»). Мошенники могут использовать и фишинговые письма от каких – либо компаний и организаций, представляясь работником, звонить от их лица, имитировать голос, создавать поддельные сайты.
Важно быть бдительным и внимательным, уметь отличать преступников, желающих добраться до Ваших данных, завладеть информацией. Что для этого нужно делать, как вовремя отличить преступника от честного работника какого-либо банка или организации?
- Всегда проверяйте источник информации, лучше позвонить в саму компанию и убедиться в подлинности информации;
- Не спешите открывать какие – либо ссылки и предоставлять свои данные для проверки;
- Создавайте для каждого аккаунта свой уникальный пароль и старайтесь менять их с определенной периодичностью;
- Личные данные не используйте в качестве пароля;
- Не вводите личные данные на незнакомых сайтах;
- Не отвечайте на незнакомые подозрительные номер или звонки;
- Защитите свой компьютер или телефон, установив антивирусные программы;
- Проводите регулярно обновление безопасности и программного обеспечения в операционных системах.
В случае нарушения своих прав стоит обратиться в правоохранительные органы, органы полиции, Прокуратуры, банк, а также в МВД, Роскомнадзор и другие специализированные организации с заявлением о попытке или совершении в отношении вас преступления. Для преступников, нарушающих нормы права в данной области, существуют определенные санкции. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации регламентирует возникновение ответственности за несанкционированный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение компьютерных вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации (ст. 272 – 274), незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (ст. 137). Кодекс об административных правонарушениях, в свою очередь, содержит ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации, использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, нарушение требований о защите информации (ст. 13.12), неразмещение информации, размещение информации не в полном объёме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе ЖКХ (ст. 13.19.2), нарушение правил обработки персональных данных, неисполнение обязанностей при взаимодействии с гражданином — субъектом персональных данных, невыполнение требований по защите персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ). Нарушение законодательства в области персональных данных может повлечь и гражданско-правовую в форме компенсации морального вреда, возмещения убытков, взыскания неустойки, если она была предусмотрена договором.
Нарушение требований Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Верховный суд Российской Федерации подсказал, как считать срок исковой давности по делу о консервации объекта недропользования (Определение ВС РФ от 20.09.2024 № 308-ЭС24-3980).
Министерство природных ресурсов Краснодарского края просило суд обязать юридическое лицо законсервировать (ликвидировать) горную выработку через 11 лет после того, как та прекратила пользоваться недрами. Три инстанции применили общий срок исковой давности и отказали.
Верховный суд Российской Федерации поддержал Министерство природных ресурсов Краснодарского края, указав, что гражданское законодательство не регулирует имущественные отношения в сфере недропользования, поэтому применять его нормы по общему правилу в данном случае нельзя.
Консервация необходима для предотвращения вреда окружающей среде, частью которой являются, в том числе недра. Следовательно, подача подобных исков возможна в течение 20 лет - по аналогии с положениями законодательства об охране окружающей среды.
Дело направили на новое рассмотрение.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Составление протоколов о правонарушениях полицией - закон об ограничении ее полномочий опубликован.
(Федеральный закон от 22.07.2024 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)
С 21.10.2024 полиция не сможет оформлять протоколы о невыполнении или грубом несоблюдении требований и условий лицензии либо иного разрешения. Это не коснется данных нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Также из компетенции полиции исключат составление, в частности, протоколов:
- о самовольном занятии земельного или лесного участка;
- о несоблюдении законодательства об охране объектов культурного наследия;
- о сокрытии либо искажении экологической информации;
- о незаконном использовании средств индивидуализации товаров, работ или услуг;
- о производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.
Закон устранит дублирование полномочий полиции и прочих госорганов. Это снизит административную нагрузку на бизнес.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Закон о штрафах за нарушения в сфере оборота древесины опубликован.
(Федеральный закон от 08.07.2024 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)
Появятся новые составы административных правонарушений в области учета и оборота древесины, изменятся уже имеющиеся. Положения закона вступят в силу в разное время: одни заработают 19 июля этого года, другие - 1 января 2025 года.
С 19 июля снизится штраф для юрлиц за транспортировку древесины без электронного сопроводительного документа. Его размер составит от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (сейчас - от 500 тыс. до 700 тыс. руб.). Вместе с тем вводится штраф за повторное совершение такого нарушения. Организациям придется заплатить от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Древесину и ТС могут конфисковать.
Кроме того, с указанной даты появятся такие составы:
- пребывание в лесах с машинами или оборудованием для рубки, перевозки леса без законных на то оснований. Штраф для юрлиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для ИП - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Возможна конфискация орудий правонарушения;
- нарушение правила о реализации древесины на организованных торгах. Для юрлиц такое деяние обернется штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
С 2025 года будут штрафовать за автоперевозку древесины или продукции ее переработки на ТС, которые не оборудованы техсредствами контроля движения. Штраф для юрлиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для ИП - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Аналогичное наказание предусмотрено за непередачу в ФГИС ЛК https://pub.fgislk.gov.ru/ информации о перемещении такого автотранспорта. Напомним, с нового года эта система заменит действующую ЛесЕГАИС.
Помимо прочего введут ответственность за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, а также порядка внесения сведений о них в государственный лесной реестр. Штраф для юрлиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб., для ИП - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Требования уже установлены, а порядок только предстоит утвердить (подготовлен его проект).
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Закон о штрафах за нарушения в сфере оборота древесины опубликован.
(Федеральный закон от 08.07.2024 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)
Появятся новые составы административных правонарушений в области учета и оборота древесины, изменятся уже имеющиеся. Положения закона вступят в силу в разное время: одни заработают 19 июля этого года, другие - 1 января 2025 года.
С 19 июля снизится штраф для юрлиц за транспортировку древесины без электронного сопроводительного документа. Его размер составит от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (сейчас - от 500 тыс. до 700 тыс. руб.). Вместе с тем вводится штраф за повторное совершение такого нарушения. Организациям придется заплатить от 400 тыс. до 500 тыс. руб. Древесину и ТС могут конфисковать.
Кроме того, с указанной даты появятся такие составы:
- пребывание в лесах с машинами или оборудованием для рубки, перевозки леса без законных на то оснований. Штраф для юрлиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для ИП - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Возможна конфискация орудий правонарушения;
- нарушение правила о реализации древесины на организованных торгах. Для юрлиц такое деяние обернется штрафом от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
С 2025 года будут штрафовать за автоперевозку древесины или продукции ее переработки на ТС, которые не оборудованы техсредствами контроля движения. Штраф для юрлиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для ИП - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Аналогичное наказание предусмотрено за непередачу в ФГИС ЛК https://pub.fgislk.gov.ru/ информации о перемещении такого автотранспорта. Напомним, с нового года эта система заменит действующую ЛесЕГАИС.
Помимо прочего введут ответственность за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, а также порядка внесения сведений о них в государственный лесной реестр. Штраф для юрлиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб., для ИП - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Требования уже установлены, а порядок только предстоит утвердить (подготовлен его проект).
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Верховный суд РФ запретил арендатору лесного участка добывать без лицензии песок для строительства дорог
(Определение ВС РФ от 26.04.2024 N 301-ЭС23-25529)
Компания арендовала у региона лесной участок для заготовки древесины. По договору ей можно было строить на участке лесную инфраструктуру, например, дороги. Для этого она попросила разрешить ей бесплатно использовать общераспространенные полезные ископаемые, которые будут обнаружены на предоставленной территории. Минприроды субъекта РФ отказало.
ВС РФ поддержал госорган. Нельзя считать, что арендатор участка добывает на нем общераспространенные полезные ископаемые для личных нужд при таких обстоятельствах:
- ископаемые нужны, в частности, для строительства лесных дорог;
- землю арендуют для ведения бизнеса;
- затраты на выполнение обязательств арендатора учитывают в себестоимости продукции;
- в договоре не указали право арендатора добывать общераспространенные полезные ископаемые для создания дорог;
- арендная плата не включает цену госзапасов полезных ископаемых.
Таким образом, на участке нельзя без лицензии на право пользования недрами извлекать песок в объеме, который нужен для строительства лесных дорог. Три инстанции этого не учли. ВС РФ их акты отменил и поддержал позицию регионального Минприроды.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 02.02.2024 № 102, антикризисные особенности регулирования земельных отношений снова действуют
С 6 февраля и до конца 2024 года российские граждане или юридические лица вправе без торгов взять в аренду государственные либо муниципальные земли в том числе для производства импортозамещающей продукции, которая нужна во время внешних санкций. Ее перечни устанавливают регионы.
В Саратовской области указанный перечень утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2022 № 1355-П «Об утверждении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории Саратовской области в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций».
Изменить вид разрешенного использования такого участка нельзя. Если арендатор не применяет землю для импортозамещающего производства, арендодатель обязан отказаться от сделки в одностороннем порядке. Эти условия надо отразить в договоре.
Также можно без торгов купить арендуемые публичные участки, которые нужны, например, для промышленного применения. Условие: у уполномоченного органа нет информации о неустраненных нарушениях при использовании этого имущества, которые выявили в рамках земельного госнадзора.
Ранее правила об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы действовали до 31 декабря 2023 года включительно.
Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Положениями статьи 51 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон об охоте) определено, что в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается (часть 1).
Обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Приказом Минприроды России от 06 июля 2020 года № 412 утвержден Порядок установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.
На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов (пункт 4 Порядка).
В силу пункта 7 Порядка специальный информационный знак покрывается специальной краской по металлу белого цвета, а основание (столб) окрашивается краской контрастных цветов в виде горизонтальных полос. Нижняя часть основания заглубляется в грунт (не менее 40 см).
Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов (пункт 8 Порядка).
На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона об охоте (пункт 9 Порядка).
Нарушение порядка установки информационных знаков влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, а именно: нарушение правил, регламентирующих виды пользования животным миром, за исключением охоты и рыболовства (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из актуальных вопросов прокурорского надзора за исполнением
законов об охране лесов остается защита законных интересов Российской
Федерации в области лесных отношений.
Несоответствие категории лесов требованиям лесного законодательства
влечет за собой незаконное освоение и предоставление защитных и особо
защитных лесов, а также невозможность обеспечения, надлежащего
правового режима их использования.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 05.08.2022 № 510 утверждена новая Лесоустроительная
инструкция, вступившая в силу 01.03.2023.
Согласно пп. «т» п. 134 Лесоустроительной инструкции
проектирование особо защитных участков лесов осуществляется к участкам
лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных пунктов
относятся участки лесных земель, непосредственно примыкающие к таким
населенным пунктам в радиусе 1 километра, выделяемые от границы
поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Проектирование
участков лесов вокруг поселков городского типа, сельских населенных
пунктов осуществляется на основании сведений об описании
местоположения границ поселков городского типа, сельских населенных
пунктов, содержащихся в ЕГРН с учетом сохранения статуса ранее
выделенного данного вида особо защитного участка лесов на основании
материалов предыдущего лесоустройства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране
окружающей среды.
Создание и изменение границ (величина радиуса) данного вида особо
защитных участков лесов устанавливается на основании обоснованных
предложений органов местного самоуправления.
Таким образом, в настоящее время на органы местного самоуправления
возложена обязанность по подготовке обоснованных предложений в части
дальнейшего установления особо защитных участков леса, примыкающих к
поселкам городского типа и сельским населенным пунктам.
Правила рыболовства запрещают применение колющих орудий добычи (вылова) - остроги и других подобных орудий лова.
В соответствии с пунктом 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 применение остроги отнесена к иными способами массового истребления водных биоресурсов.
В этой связи, добыча водных ресурсов с использованием остроги подпадает под признаки уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного пунктом «б» части 1 статьи 256 УК РФ. А именно, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов. За совершение преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.